Графическое противостояние 2010

Видеокарты традиционно являются объектом повышенного внимания пользователей ПК, которым небезразличны цифровые развлечения. Производительность этой составляющей системы во многом определяет ее возможности в игровых приложениях. В 2010 году ключевые фигуры данного рынка – AMD и NVIDIA – продемонстрировали немало интересных продуктов. После соответствующих анонсов мы детально их рассматривали. Однако, чтобы иметь целостное представление о текущей ситуации, мы провели очередной комплексный тест графических адаптеров с актуальными GPU всех ценовых категорий. Подобный подход позво-ляет как на ладони увидеть общую картину, провести параллели и оценить, насколько кардинально все изменилось со времени предыдущего масштабного исследования. Также это хорошая возможность выделить наиболее удачные и сбалансированные решения в своих сегментах, и тем самым помочь вам определиться с выбором, если вы уже готовитесь к модернизации и приведению в полную боевую готовность своего ПК перед многообещающими игровыми анонсами.

Бюджетные  видеокарты

В 2010 году AMD серьезно обновила свою линейку low-end-решений, переведя выпуск всех чипов на рельсы 40-нанометрового техпроцесса. Radeon HD 5450 c видеоядром Сedar пришел на смену Radeon HD 4350/4550, которые выпускались еще по 55-нанометровой технологии. Несмотря на совершенствования архитектуры, количество функциональных блоков и частоты чипа/памяти фактически не изменились, потому основным достижением здесь можно считать немного сниженное энергопотребление, ну а для изготовителя – уменьшение площади кристалла и, соответственно, себестоимости производства GPU. Также данный адаптер можно назвать самым доступным решением, поддерживающим DirectX 11, однако это скорее козырь для отдела маркетин-га, практической пользы для продукта такого уровня новый API не несет. Нужно отметить, что разброс цен на видеокарты с этим чипом очень велик. От $45 за самые доступные модели с 512 МБ DDR2 до $75, которые оснащены 1 ГБ DDR3 и оригинальной системой охлаждения. Здесь важно четко понимать, для каких целей приобретается адаптер. Игровым его не сделает никакой разгон, а вот для медиацентра такое решение вполне подойдет, к тому же оно может обходиться небольшой пассивной СО. В плане быстродействия более интересными устройствами являются Radeon HD 5550/5570. Увеличенное с 80 до 320/400 количество вычислительных блоков, а также 128-битовая шина памяти, безусловно, сказываются на производительности в играх. Тем не менее видеокартами для продвинутых геймеров их не назовешь, хотя и для медиацентров их возможности вроде бы избыточны. О том, что они занимают некую промежуточную нишу, говорит даже тот факт, что большинство моделей имеют низкопрофильные печатные платы, подходящие для установки в компактные мультимедийные системы. Radeon HD 5670 – настоящий игровой low-end. Повышенная частота GPU и память GDDR5 дают хороший эффект, позволяя на 30–40% превысить достижения HD 5570. Подобное удовольствие обойдется в  $85–95, и для своей цены это очень неплохое решение. NVIDIA в текущем году сосредоточилась исключительно на разработке и доводке своей новой архитектуры, потому сегмент наиболее доступных видеоадаптеров точно не был для нее приоритетным. Позиции производителя здесь закрывают уже достаточно известные по тестам 2009 года GeForce 210, а также проверенные временем GeForce 9400/9500 GT. Более того, раздел «Видеокарты» открывают ветераны GeForce 8400 GS, которые, судя по обилию предложений, до сих пор продаются в немалых количествах. Это тот случай, когда предельно низкая стоимость адаптеров ($30–35) гораздо важнее технических характеристик. GeForce 210 также не претендует на роль игровой видеокарты. Типичное недорогое ($45–50) решение дляПК начального уровня или медиасистемы, возможности которого помимо вывода картинки на экран можно использовать для декодирования видео высокой четкости. Наименее производительный адаптер в тесте, но отдадим должное экономичности, она довольно неплохая. Быстродействие GeForce GT 220 хотя и заметно выше такового у GeForce 210 рассчитывать на приемлемое количество кадров в современных играх с этой видеокартой тоже не приходится. Потому переплачивать за подобный адаптер более $60 явно не стоит. Готовы потратить сумму покрупнее и предпочитаете решения с чипами NVIDIA – смотрите в сторону GeForce GT 240. Вдвое большее количество шейдерных процессоров принесет хорошие плоды. Но здесь также не следует усердствовать, пытаясь приобрестиустройство с запасом. $100 для адаптера данного уровня – это слишком дорого, а вот $75–80 за модель с 512 МБ GDDR5 – вполне подходящая цена. Хотя если функциональность и экономичность для вас важнее производительности, с недавнего времени появилась возможность потратить эти деньги на GeForce GT 430.

GeForce GT 430 – первая попытка NVIDIA задействовать архитектуру Fermi в сегменте недорогих решений. Работа над чипом GF108 проведена немалая. Судя по результатам, полученным в процессе тестирования, производителю удалось решить важную проблему для устройств данного класса – добиться приемлемого уровня энергопотребления. По своим возможностям в 3D это прямой конкурент Radeon HD 5570. Если же говорить об иерархии решений калифорнийцев, то GeForce GT 430 расположился в аккурат между GT 220 и GT 240. С учетом этого несложно предположить, что позиционируется данный адаптер скорее для ниши HTPC с расширенными игровыми возможностями. Аналогичный вывод напрашивается исходя из того, что побывавшие у нас на тестах видеокарты имели низкопрофильные PCB.

DirectX 11

С недавнего времени поддержка данного API уже не является серьезным конкурентным преимуществом. Оба производителя представили свои решения с DirectX 11. Однако их стартовые позиции заметно отличались. К моменту, когда NVIDIA только вышла на этот рынок, AMD уже отгрузила более 15 млн чипов с DirectX 11, а на текущий момент, по сведениям компании, их реализовано уже порядка 25 млн, Количественные достижения калифорнийцев пока не афишируются, но наверняка они гораздо скромнее. Топовые продукты, с которых NVIDIA начала экспансию на рынок, – устройства не особо массовые, а модели среднего и нижнего уровней, а также мобильные чипы с архитектурой Fermi появились сравнительно недавно. Тем не менее производительность адаптеров NVIDIA в DirectX 11 очень хороша. В частности, с тесселяцией, позволяющей кардинально увеличить количество полигонов объекта, GPU на Fermi справляются заметно лучше решений от AMD. Напомним, что для работы DirectX 11 помимо аппаратной реализации необходима программная поддержка. В частности, таковую могут обеспечить лишь операционные системы WindowsVista (SP1) и Windows 7. Успех новой ОС от Microsoft будет способствовать распространению данного API. А вот cдерживающим фактором более активного внедрения DirectX 11 может статьмультиплатформенность игр. Многие проекты создаются с учетом выхода на ПК и игровых консолях. А так как последние непозволяют в полной мере реализовать эффекты, доступные в новом API, то программисты в каждом отдельном случае взвешивают все за и против дополнительных трудозатрат на совершенствование версии для ПК, особенно если речь идет о серьезной оптимизации, результаты которой видны невооруженным глазом.

Видеокарты middle-end

Пользователи, которые готовы выложить за видеокарту более $100, как правило, уже неплохо ориентируются в ситуации и делают такие приобретения с вполне определенной целью – получить возможность играть в современные игры с приемлемой скоростью. При этом предложения в ценовой категории $100–200 зачастую наиболее сбалансированные с точки зрения соотношения цена/производительность. Сначала о заслуженных ветеранах. Как это не удивительно, но, несмотря на то что Radeon HD 4850 были анонсированы более двух лет назад, их до сих пор можно найти в продаже. Причем если вас не сильно беспокоит поддержка DirectX 11, потраченная трудовая сотня долларов на подобный адаптер с не очень шумной системой охлаждения будет достаточно неплохим вложением средств. Хотя, безусловно, совсем уж сбрасывать со счетов отсутствие поддержки данного API тоже не стоит – перспективность видеокарт с DirectX 11 не подлежит сомнению. Еще пара представителей старой гвардии, способных привлечь ваше внимание при выборе решения за ~$100, – GeForce 9800 GT и GTS 250. Культовые продукты, история которых корнями уходит еще в 2007-й, когда был представлен уникальный для своего времени чип G92. Еще совсем недавно они закрывали такой ответственный сегмент адаптеров. Довольно нелегко поверить, но несложно понять, как им удавалось это делать. Достаточно лишь взглянуть на диаграммы с результатами производительности в играх. Их нет на графиках с приложениями под DirectX 11, но там, где они присутствуют, занимают достойные позиции. AMD с Radeon HD 5750/5770 дли-тельное время очень уверенно чувствовала себя в сегменте middle-end. Производительные, экономичные решения с поддержкой DirectX 11 и неплохим разгонным потенциалом в отсутствие полнофункциональных конкурентов вполне заслуженно пользовались широкой популярностью. Лишь недавно NVIDIA представила реальную альтернативу. GeForce GTS 450, основанный на чипе GF106 с архитектурой Fermi, стал долгожданной заменой GTS 250 и прямым соперником адаптерам AMD с ядром Juniper. Если оценивать чистое быстродействие новинки, то оно не вызывает особого восторга. Его прирост по сравнению с таковым у предшественника довольно скромный, однако в тяжелых режимах GTS 450 ведет себя заметно лучше, поддерживая DirectX 11 и прекрасно справляясь с тесселяцией. При этом данная видеокарта экономичнее и позволяет повысить частоты GPU до ~900 МГц, получив на 10–15% боль-ше кадров/c в игрушках. Стартовая цена после анонса традиционно несколько завышена, однако это скорее вопрос времени.  Интересна судьба еще одного без преувеличения сказать легендарного адаптера. GeForce GTX 260 в определенный момент спустились в нишу продуктов стоимостью менее $200, пытаясь конкурировать с  HD 5770, однако надолго не задержались в этом ценовом сегменте. Все же их себестоимость выше, потому со временем они вновь подорожали до $220–230, что на $50 больше, чем у примерно равного по производительности, но более перспективного адаптера AMD. Ну а после анонса GeForce GTX 460, который стал настоящим джокером в колоде новинок NVIDIA, данные видеокарты быстренько покинули розничные прилавки, хотя их все еще можно встретить в составе готовых ПК не слишком торопливых сборщиков.

GeForce GTX 460

Об успехе данного решения говорит даже тот факт, что шесть из TOP 10 самых популярных видеокарт – это различные модели GeForce  GTX 460. Производители адаптеров смело экспериментируют с дизайном печатных плат и систем охлаждения. Благодаря отличному разгонному потенциалу многие вендоры предлагают тюнингованные модификации с повышенными частотами GPU и памяти. При штатных 675 МГц ядро зачастую стабильно функционирует на 820–850 МГц, ну а наиболее удачные экземпляры разгоняются до 900–950 МГц. С учетом прекрасного соотношения цена/производительность это отличная замена для долгожителя GeForce GTX 260 и серьезная угроза для Radeon HD 5830/5850. Более того, модификация с 1 ГБ памяти фактически вывела из игры GTX 465. Обеспечивая схожее быстродействие но-винка стоит дешевле и экономичнее в работе.

Графический  high-end

После того как в лиге наиболее производительных видеокарт в игру вступили решения NVIDIA на чипах с архитектурой Fermi, ситуация изменилась кардинальным образом. GeForce GTX 480 единолично возглавил рейтинг адаптеров с одним GPU. Однако лидерство в номинации далось непросто. Большие энергопотребление и тепловыделение – та цена, которую пришлось заплатить разработчику для достижения данной цели. По тестовым замерам при пиковой нагрузке потребление GeForce GTX 480 выше, чем у двухчипового Radeon HD 5970.GeForce GTX 470, также основанному на GF100, по силам порой потягаться на равных не только с Radeon HD 5850, но и более дорогостоящей HD 5870. Продукт очень удачный, если оценивать соотношение цена/производительность, а также учитывать расширенную функциональность (PhysX, 3D Vision). Если топовые решения от NVIDIA энтузиасты восприняли с интересом, но без особого восторга, то GeForce GTX 460 сорвал все кассовые сборы. Разумная ценовая политика в отношении видеокарт на его основе и хорошие показатели быстродействия сразу определили его в конкуренты для Radeon HD 5830 и, в отдельных случаях, HD 5850. Что ж, весьма достойная замена для GTX 260. В сложившейся ситуации очевидно, что позиции AMD в классах middle-top и high-end требуют усиления. До сих пор Radeon HD 5850/5870 отлично вписывались в данную категорию, однако после выхода конкурирующих решений в своих ценовых сегментах к безусловным преимуществам топовых Radeon можно отнести лишь лучшую энергоэффективность. Для повышения их привлекательности необходима корректировка стоимости, а также новые решения, анонс которых уже не за горами. Ожидается, что видеокарты на чипах Barts Pro/XT (Radeon HD 6850/6870) остановят победное шествие GTX 460, а адаптеры с Cayman (их выход запланирован на ноябрь-декабрь) попробуют отобрать пальму первенства у GeForce GTX 480.   Даже сейчас, после анонса флагмана с архитектурой Fermi, самым быстрым игровым адаптером остается двухчиповый Radeon HD 5970. NVIDIA не торопится представлять свое решение с двумя GF100, предлагая всем заинтересованным в максимальном быстродействии в 3D использовать пару GeForce GTX 480 в SLI-режиме. В то же время с чипами AMD производители видеокарт экспериментируют по своей инициативе. Так, мы включили в тест ASUS ARES, на борту которой трудятся два 850-мегагерцевых чипа Cypress, заслуженно претендующую на звание самой быстрой игровой видеокарты в мире.

Методика тестирования

Для исследования производительности видеокарт мы использовали набор приложений, позволяющий наиболее полно оценить их возможности. К традиционным синтетическим тестам oт Futuremark – 3DMark06 и 3DMark Vantage – был добавлен Unigine Heaven Benchmark 2.1, который основан на современном графическом движке. Потенциал адаптеров в DirectX 11 мы проверили в бенчмарке Aliens vs. Predator. Из игровых приложений также измерялась скорость работы в таких известных проектах, как Far Cry 2, Colin McRae: DiRT2 и «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти». Частотные формулы видеокарт приводились в соответствие с рекомендуемыми значениями. Помимо исследования производительности мы провели замеры энергопотребления тестовой системы с установленными видеокартами. Поскольку в тестировании участвовали и референсные модели, и устройства, оснащенные оригинальными СО и печатными платами, полученные данные следует воспринимать как оценочные.

Итоги

Итак, NVIDIA снова в игре. Устройства с архитектурой Fermi получили не только поддержку DirectX 11, но и серьезно нарастили свои возможности для неигровых вычислений, которые имеют значительный потенциал. Похоже, для NVIDIA закончилась черная полоса в сегменте дискретных видеокарт. Не покидая поля боя, компания восстановила свои силы. Наверстывая упущенное, калифорнийцы стараются максимально расширить ассортимент устройств на чипах с архитектурой Fermi, закрыв все проблемные ниши. И нужно признать, что им это довольно неплохо удается. Такие хитовые решения, как GeForce GTX 460, позволят пусть и не сразу, но все же вернуть утраченные позиции. Почувствовать уверенность и поддержку пользователей – тоже доро-гого стоит. Стратегия AMD принципиально иная. По пути модернизации компания двигалась сверху вниз. Еще в прошлом году, представив топовые устройства с новой архитектурой и технологией производства, в 2010-м она планомерно замещала устаревающие решения в среднем и нижнем ценовых сегментах. О том, насколько успешна такая тактика, можно судить уже по количеству отгруженных чипов с поддержкой DirectX 11. И пока NVIDIA фактически только осваивается на этом рынке, AMD вскоре представит уже второе поколение видеокарт с поддержкой нового API – Radeon HD 6xx0.   Здоровая конкуренция на рынке графики – прекрасная возможность для пользователей получить интересные решения по приемлемой цене. Сейчас, вне зависимости от класса устройств, есть фактически равноценные альтернативные варианты с чипами от обоих разработчиков. В подобной ситуации проще определиться с покупкой, учитывая собственные предпочтения. А выбирать действительно есть из чего – графический урожай 2010 оказался богат и разнообразен.

Вам понравиться

Добавить комментарий